• Внимание, изменения от 31.01.2023 года в разделе "Включенные" Перечня организации и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма.
  • Международный Перечень лиц, причастных к террористической и экстремистской деятельности от 27 января 2023 года с изменениями
  • Международный Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием распространения оружия массового уничтоженияот 15 сентября 2022 года с изменениями
  • Внимание, в авторизованной зоне Портала СФМ websfm-pilot.afmrk.gov.kz доступен функционал «Поиск в базе ПДЛ»
  • Внесены изменения в Перечень (действующий №593)

Уважаемые пользователи!

Агентство по финансовому мониторингу сообщает о переходе на Единый портал интернет-ресурсов государственных органов. В этой связи, актуальную информацию о деятельности Агентства и иные сведения, ранее размещенные на данном официальном сайте можно получить перейдя по ссылке https://www.gov.kz/memleket/entities/afm

Перейти на сайт Взаимная оценка

ДЛЯ СФМ: Сведения в разделе "В помощь СФМ" являются актуальными.

Перечень государств (территорий), которые не выполняют и (или) недостаточно выполняют рекомендации ФАТФ

  1. Юрисдикции под усиленным мониторингом (серый список)

Париж, 21 октября 2022 года - Юрисдикции, находящиеся под усиленным мониторингом, активно работают с ФАТФ над устранением стратегических недостатков в своих режимах противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространению оружия массового уничтожения. Когда ФАТФ помещает юрисдикцию под усиленный мониторинг, это означает, что страна обязалась оперативно устранить выявленные стратегические недостатки в согласованные сроки и подвергается усиленному мониторингу. Внешне этот список часто называют "серым списком".

ФАТФ и региональные группы по типу ФАТФ (РГТФ) продолжают работать с перечисленными ниже юрисдикциями, пока они сообщают о прогрессе, достигнутом в устранении стратегических недостатков. ФАТФ призывает эти юрисдикции завершить свои планы действий быстро и в согласованные сроки. ФАТФ приветствует их приверженность и будет внимательно следить за их прогрессом. ФАТФ не призывает применять к этим юрисдикциям усиленные меры должной осмотрительности, но призывает своих членов и все юрисдикции принять во внимание представленную ниже информацию при анализе рисков.

ФАТФ на постоянной основе выявляет дополнительные юрисдикции, которые имеют стратегические недостатки в своих режимах противодействия отмыванию денег, финансированию терроризма и финансированию распространению оружия массового уничтожения. Ряд юрисдикций еще не был рассмотрен ФАТФ или их ФСБР, но будет рассмотрен в установленном порядке.

С начала пандемии COVID-19 ФАТФ предоставила определенную гибкость юрисдикциям, не имеющим сроков для немедленной сдачи отчетности, чтобы они могли сообщать о достигнутом прогрессе на добровольной основе. С июня 2022 года ФАТФ рассмотрела прогресс следующих стран: Албания, Барбадос, Буркина-Фасо, Гаити, Камбоджа, Каймановы острова, Иордания, Мали, Марокко, Мьянма, Никарагуа, Пакистан, Панама, Сенегал, ОАЭ, Турция, Уганда, Филиппины, Южный Судан и Ямайка. Для этих стран ниже представлены обновленные заявления. Гибралтар решил отложить представление отчетности, поэтому ниже приводится заявление, выпущенное в июне 2022 года для этой юрисдикции, но оно не обязательно отражает самое последнее состояние режима ПОД/ФТ в этой юрисдикции. По результатам проверки ФАТФ теперь также идентифицирует Демократическую Республику Конго, Мозамбик и Танзанию.

ФАТФ приветствует прогресс, достигнутый этими странами в борьбе с отмыванием денег и финансированием терроризма, несмотря на проблемы, создаваемые COVID-19.

Юрисдикции со стратегическими недостатками

Юрисдикция больше не подлежит усиленному мониторингу

Албания

Барбадос

Буркина-Фасо

Камбоджа

Каймановы острова

Демократическая Республика Конго

Гибралтар

Гаити

Ямайка

Иордания

Мали

Марокко

Мозамбик

Панама

Филиппины

Сенегал

Южный Судан

Сирия

Танзания

Türkiye

Уганда

Объединенные Арабские Эмираты

Йемен

Никарагуа

Пакистан

Албания. С февраля 2020 года, когда Албания взяла на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и МАНИВЭЛ над повышением эффективности режима ПОД/ФТ, Албания предприняла шаги по улучшению своего режима ПОД/ФТ, в том числе путем принятия адекватной правовой базы для нарушения обязательств по регистрации компаний и НКО и внедрения пропорциональных и сдерживающих санкций против организаций, которые не заявили о своих бенефициарных владельцах в реестре к установленному сроку. Албания должна продолжать работу по реализации своего плана действий по устранению стратегических недостатков, в том числе путем увеличения количества обвинений в отмывании денег, которые она передает в суд для судебного преследования.

ФАТФ выражает обеспокоенность тем, что Албания не смогла завершить свой план действий, срок действия которого полностью истек в феврале 2022 года. ФАТФ настоятельно призывает Албанию в срочном порядке продемонстрировать прогресс в завершении своего плана действий к февралю 2023 года, иначе ФАТФ рассмотрит следующие шаги в случае недостаточного прогресса.

Барбадос. С февраля 2020 года, когда Барбадос взял на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и КФАТФ над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ, Барбадос предпринял шаги по улучшению своего режима ПОД/ФТ, в том числе, продемонстрировав способность обеспечивать соблюдение требований о бенефициарном владении, укрепив отношения между ПФР и правоохранительными органами, улучшив базу данных по ОД, и продемонстрировав прогресс в расследовании, аресте и конфискации денежных средств и активов. Барбадос должен продолжать работу по реализации своего плана действий по устранению стратегических недостатков, в том числе путем: (1) принятия соответствующих мер по предотвращению использования юридических лиц и механизмов в преступных целях, а также обеспечения своевременного предоставления точной и актуальной базовой информации и информации о бенефициарных владельцах; (2) демонстрации соответствия расследований и судебных преследований по делам об ОД профилю риска страны; (3) дальнейшего применения конфискации в делах об ОД, в том числе путем репатриации или обмена конфискованными активами с другими странами. 

ФАТФ призывает Барбадос быстро завершить свой план действий, поскольку все сроки уже истекли, и устранить вышеупомянутые стратегические недостатки к февралю 2023 года.

Буркина-Фасо. С февраля 2021 года, когда Буркина-Фасо взяла на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и ГИАБА над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ, Буркина-Фасо предприняла шаги по улучшению своего режима ПОД/ФТ, в том числе путем укрепления своих усилий по проведению конфискации в качестве одной из целей политики. Буркина-Фасо должна продолжить работу по реализации своего плана действий по устранению стратегических недостатков, в том числе путем: (1) обновления понимания рисков ОД/ФТ, в том числе путем пересмотра национальной оценки рисков в соответствии с отраслевыми приоритетами, определенными в национальной стратегии; (2) обращения за взаимной правовой помощью (ВПП) и другими формами международного сотрудничества в соответствии с профилем рисков; (3) укрепления ресурсного потенциала всех надзорных органов по ПОД/ФТ и внедрения риск-ориентированного надзора за финансовыми учреждениями (ФУ) и установленными нефинансовыми предприятиями и профессиями (УНФПП); (4) ведения полной и обновленной базовой информации и информации о бенефициарной собственности и укрепления системы санкций за нарушение обязательств по прозрачности; (5) увеличение разнообразия сообщений о подозрительных операциях (СПО); (6) увеличение ресурсов ПФР для обеспечения дополнительного наращивания потенциала и обучения ПФР, УНФПП, следственных и судебных органов; (7) проведение обучения для правоохранительных органов (ПО), прокуроров и других соответствующих органов; (8) укрепление потенциала и поддержка органов внутренних дел и прокуратуры, участвующих в борьбе с ФТ, в соответствии с Национальной стратегией борьбы с ФТ; и (9) внедрение эффективного режима целевых финансовых санкций, связанных с ФТ и ФР, а также мониторинга и надзора за НКО на основе оценки рисков.

Камбоджа. В феврале 2019 года Камбоджа взяла на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и АТГ над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ. На своем пленарном заседании в октябре 2022 года ФАТФ приняла первоначальное решение о том, что Камбоджа в значительной степени выполнила свой план действий и заслуживает проведения выездного визита для проверки того, что реализация камбоджийских реформ в области ПОД/ФТ началась и продолжается, и что сохраняется необходимая политическая приверженность для поддержания реализации и совершенствования в будущем. Камбоджа провела ряд ключевых реформ, в том числе для улучшения: (1) закона об ВПП и организации обучения прокуроров и судей по ВПП; (2) риск-ориентированного надзора для ФУ и УНФПП; (3) законодательной базы по превентивным мерам и проведения разъяснительной работы в секторах казино, недвижимости и Услуги перевода денег или ценностей (УПДЦ); (4) качества и количества сообщений ПФР, демонстрирующих увеличение количества расследований по ОД в соответствии с риском; (5) эффективность конфискации активов; и (6) создание правовой базы для реализации санкций ООН, связанных с целевыми финансовыми санкциями (ЦФС) за финансирование распространения (ФР), и проведение обучения для повышения квалификации компетентных органов по реализации ЦФС за ФР. ФАТФ продолжит наблюдение за ситуацией COVID-19 и проведет визит на территорию страны в кратчайшие сроки.

Каймановы острова. В феврале 2021 года Каймановы острова взяли на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и КФАТФ над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ. Каймановы острова предприняли шаги по улучшению своего режима ПОД/ФТ, в том числе путем введения адекватных и эффективных санкций в случаях, когда соответствующие стороны (включая юридические лица) не подают точную, адекватную и актуальную информацию о бенефициарном владении в соответствии с установленными требованиями. Каймановы острова должны продолжить работу по реализации своего плана действий по устранению стратегических недостатков, в том числе продемонстрировать, что они преследуют все виды дел об отмывании денег в соответствии с профилем риска юрисдикции и что такие преследования приводят к применению сдерживающих, эффективных и пропорциональных санкций.

ФАТФ призывает Каймановы острова быстро завершить свой план действий, поскольку все сроки уже истекли, и устранить вышеупомянутый стратегический недостаток к февралю 2023 года.

Демократическая

Республика Конго.

В октябре 2022 года ДРК взяла на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и ГАБАК над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ. С момента принятия ОВО в октябре 2020 года ДРК добилась прогресса по некоторым рекомендованным действиям ОВО, включая включение конфискации доходов от преступлений в число приоритетных направлений политики. ДРК будет работать над реализацией своего плана действий ФАТФ путем: (1) завершения НОР по ОД и ФТ и принятия национальной стратегии ПОД/ФТ; (2) назначения надзорных органов для всех секторов обозначенных нефинансовых предприятий и профессий, а также разработки и реализации плана надзора, основанного на оценке рисков; (3) адекватного обеспечения ресурсами ПФР и наращивания его потенциала для проведения оперативного и стратегического анализа; (4) укрепления потенциала органов, участвующих в расследовании и преследовании ОД и ФТ; и (5) демонстрации эффективной реализации ЦФС, связанных с ФТ и ФР.

Гибралтар.

(Заявление от марта

2022 года)

В июне 2022 года Гибралтар взял на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и МАНИВЭЛ над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ. С момента принятия ОВО в декабре 2019 года Гибралтар добился прогресса по значительному числу рекомендованных действий ОВО, таких как завершение новой национальной оценки рисков, устранение технических недостатков в отношении ведения документации, связанной с бенефициарной собственностью, введение требований прозрачности для номинальных акционеров и директоров, укрепление подразделения финансовой разведки и доработка политики расследования ОД в соответствии с рисками. Гибралтар должен работать над реализацией своего плана действий, в том числе путем: (1) обеспечения того, чтобы надзорные органы для небанковских финансовых учреждений и УНФПП использовали ряд эффективных, соразмерных и сдерживающих санкций за нарушения ПОД/ФТ; и (2) демонстрации того, что он более активно и успешно добивается окончательных решений о конфискации через уголовное или гражданское судопроизводство на основе финансовых расследований.

Гаити. В июне 2021 года Гаити взяла на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и КФАТФ над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ. Гаити следует продолжить работу по реализации своего плана действий по устранению стратегических недостатков, в том числе путем: (1) завершения процесса оценки рисков ОД/ФТ и распространения полученных результатов; (2) содействия обмену информацией с соответствующими иностранными партнерами; (3) устранения технических недостатков нормативно-правовой базы, препятствующих реализации превентивных мер в области ПОД/ФТ, и внедрения риск-ориентированного надзора в области ПОД/ФТ для всех финансовых учреждений и УНФПП, считающихся представляющими повышенный риск ОД/ФТ; (4) обеспечение своевременного ведения и доступа к базовой информации и информации о бенефициарных владельцах; (5) обеспечение более эффективного использования финансовой разведки и другой соответствующей информации компетентными органами для борьбы с ОД и ФТ; (6) устранение технических недостатков в преступлении ОД и демонстрация того, что органы власти выявляют, расследуют и преследуют в судебном порядке дела об ОД в соответствии с профилем риска Гаити; (7) демонстрация повышения уровня выявления, отслеживания и возврата доходов от преступлений; (8) устранение технических недостатков в преступлении ФТ и режиме целевых финансовых санкций; и (9) проведение соответствующего мониторинга НКО, уязвимых для злоупотреблений ФТ, на основе оценки рисков, не нарушая и не препятствуя законной деятельности НКО.

Ямайка. С февраля 2020 года, когда Ямайка взяла на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и КФАТФ над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ. Ямайке следует продолжить работу по реализации своего плана действий по устранению стратегических недостатков, в том числе путем: (1) включения всех ФИ и УНФПП в режим ПОД/ФТ и обеспечения адекватного, основанного на оценке риска надзора во всех секторах; (2) принятия соответствующих мер по предотвращению использования юридических лиц и механизмов в преступных целях и обеспечения своевременного предоставления компетентным органам точной и актуальной базовой информации и информации о бенефициарных владельцах; и (3) внедрения основанного на оценке риска подхода к надзору за сектором НКО для предотвращения злоупотреблений в целях ФТ. ФАТФ выражает обеспокоенность тем, что Ямайка не завершила свой план действий, срок действия которого полностью истек в январе 2022 года. ФАТФ настоятельно призывает Ямайку быстро продемонстрировать значительный прогресс в завершении своего плана действий к февралю 2023 года, иначе ФАТФ рассмотрит следующие шаги в случае недостаточного прогресса.

Иордания. С октября 2021 года, когда Иордания взяла на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и МЕНАФАТФ для повышения эффективности своего режима ПОД/ФТ. Иордания предприняла шаги по совершенствованию своего режима ПОД/ФТ, в том числе путем укрепления правовой и оперативной базы ЦФС, связанной с ФТ, повышения потенциала надзора за УНФПП на основе оценки рисков, обеспечения доступа компетентных органов к базовой информации и информации о бенефициарных владельцах, ведения статистики по расследованиям ОД и судебному преследованию, а также укрепления правовой базы в отношении конфискации. Иордания должна продолжить работу по реализации своего плана действий по устранению стратегических недостатков, в том числе путем: (1) завершения и распространения оценок рисков ОД/ФТ юридических лиц и виртуальных активов; (2) совершенствования надзора на основе оценки рисков и применения эффективных, пропорциональных и сдерживающих санкций за несоблюдение; (3) проведения программ обучения и повышения осведомленности УНФПП об их обязательствах в области ПОД/ФТ, особенно в отношении подачи и представления СПО; (4) ведения полной и обновленной базовой информации и информации о бенефициарных владельцах юридических лиц и юридических механизмов; (5) Проведение расследований и судебных преследований по отмыванию денег, включая параллельные финансовые расследования, по предикатным преступлениям в соответствии с риском, определенным в НОР; (6) Мониторинг и эффективный надзор за соблюдением ФУ и УНФПП обязательств по ЦФС; и (7) Разработка и внедрение риск-ориентированного подхода к надзору за сектором НКО для предотвращения злоупотреблений в целях ФТ.

Мали. В октябре 2021 года Мали взяла на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и ГИАБА над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ. Мали следует продолжить работу по реализации своего плана действий по устранению стратегических недостатков, в том числе путем:
(1) реализации национального стратегического плана действий по ПОД/ФТ в соответствии с НОР; (2) разработки и начала применения риск-ориентированного подхода для надзора в сфере ПОД/ФТ за всеми ФУ и УНФПП с повышенным риском и демонстрации эффективных, пропорциональных и сдерживающих санкций за несоблюдение; (3) проведения комплексной оценки рисков ОД/ФТ, связанных со всеми видами юридических лиц;
(4) повышения потенциала ПФР и ПО и расширения их сотрудничества по использованию финансовой разведки;
(5) обеспечение участия соответствующих компетентных органов в расследовании и преследовании ОД; (6) укрепление потенциала соответствующих органов, ответственных за расследование и преследование дел о ФТ; (7) создание правовой базы и процедур для реализации ЦФС, связанных с ФТ и ФР; и (8) внедрение риск-ориентированного подхода к надзору за сектором НКО для предотвращения злоупотреблений в целях ФТ. 

Марокко. В феврале 2021 года Марокко взяло на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и МЕНАФАТФ над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ. На своем пленарном заседании в октябре 2022 года ФАТФ приняла первоначальное решение о том, что Марокко в значительной степени выполнило свой план действий и заслуживает проведения оценки на месте для проверки того, что реализация реформ Марокко в области ПОД/ФТ началась и продолжается, а также что сохраняется необходимая политическая приверженность для продолжения реализации в будущем. Марокко провело следующие ключевые реформы, включая: (1) совершенствование надзора на основе оценки рисков, принятие мер по исправлению ситуации и применение эффективных, пропорциональных и сдерживающих санкций за несоблюдение; (2) укрепление системы ЦФС и мониторинг соблюдения ФО и УНФПП обязательств по ЦФС; (3) проведение оценки рисков неправомерного использования всех видов юридических лиц и обмен ее результатами с частным сектором и компетентными органами; (4) увеличение разнообразия сообщений о подозрительных операциях; и (5) установление процедур ареста и конфискации активов.

ФАТФ продолжит наблюдение за ситуацией COVID-19 и проведет визит на территорию страны в кратчайшие сроки.

Мозамбик. В октябре 2022 года Мозамбик взял на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и ЕСААМЛГ над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ. С момента принятия ОВО в апреле 2021 года Мозамбик добился прогресса в выполнении некоторых рекомендованных РВК действий по совершенствованию своей системы, включая завершение работы над НОР и усиление мер по конфискации активов. Мозамбик будет работать над реализацией своего плана действий ФАТФ путем: (1) обеспечения сотрудничества и координации между соответствующими органами власти для реализации стратегий и политики ПОД/ФТ, основанных на оценке рисков; (2) проведения тренингов для всех ПО по взаимной правовой помощи для улучшения сбора доказательств или ареста/конфискации доходов от преступлений; (3) предоставления достаточных финансовых и человеческих ресурсов надзорным органам, разработки и реализации плана надзора, основанного на оценке рисков; (4) предоставления достаточных ресурсов органам власти для начала сбора адекватной, точной и актуальной информации о бенефициарной собственности юридических лиц; (5) увеличение кадровых ресурсов ПФР, а также увеличение объема финансовой информации, направляемой в органы власти; (6) демонстрация способности ПО эффективно расследовать дела об ОД/ФТ с использованием финансовой информации; (7) проведение комплексной оценки рисков ФТ и начало реализации комплексной национальной стратегии ФТ; (8) повышение осведомленности о ФТ и ЦФС, связанных с ФР; и (9) проведение оценки рисков ФТ для НКО в соответствии со Стандартами ФАТФ и использование ее в качестве основы для разработки плана информационно-разъяснительной работы.

Панама. С июня 2019 года, когда Панама взяла на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и ГАФИЛАТ над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ, Панама предприняла важные шаги по улучшению своего режима ПОД/ФТ, в том числе путем обеспечения эффективных, пропорциональных и сдерживающих санкций в ответ на нарушения ПОД/ФТ. Однако Панаме следует продолжать принимать срочные меры для полного выполнения оставшихся мер, предусмотренных планом действий, поскольку все сроки уже истекли в январе 2021 года. Поэтому Панаме следует продолжить работу по реализации своего плана действий по устранению стратегических недостатков, в том числе путем: (1) обеспечения адекватной проверки, актуальной информации о бенефициарных владельцах со стороны обязанных субъектов и своевременного предоставления компетентными органами, создания эффективных механизмов мониторинга деятельности оффшорных организаций и дальнейшего осуществления конкретных мер по предотвращению злоупотребления номинальными акционерами и директорами; и (2) демонстрации своей способности расследовать и преследовать ОД, связанные с иностранными налоговыми преступлениями.

ФАТФ вновь выражает значительную обеспокоенность тем, что Панама не смогла завершить свой план действий, срок действия которого полностью истек в январе 2021 года. ФАТФ настоятельно призывает Панаму оперативно завершить свой план действий к февралю 2023 года, иначе ФАТФ рассмотрит возможность обращения к своим членам и настоятельно призывает все юрисдикции применять повышенную должную осмотрительность в деловых отношениях и сделках с Панамой.

Филиппины. С июня 2021 года, когда Филиппины взяли на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и АПГ над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ, Филиппины предприняли шаги по улучшению своего режима ПОД/ФТ, в том числе продемонстрировав, что принимаются соответствующие меры в отношении сектора НКО и внедряется надзор за целевыми финансовыми санкциями. Филиппины должны продолжать работу по реализации своего плана действий по устранению стратегических недостатков, в том числе путем: (1) демонстрации эффективного риск-ориентированного надзора за УНФПП; (2) демонстрации того, что надзорные органы используют средства контроля ПОД/ФТ для снижения рисков, связанных с казино джанкет; (3) расширения и упорядочения доступа ПО к информации о БС и принятия мер для обеспечения точности и актуальности информации о БС; (4) демонстрация увеличения использования финансовой информации и увеличение количества расследований и судебных преследований по ОД в соответствии с рисками; (5) демонстрация увеличения выявления, расследования и судебного преследования случаев ФТ; и (6) повышение эффективности системы целевых финансовых санкций в отношении ФТ и ФР путем демонстрации того, что УНФПП понимают свои обязательства.

Сенегал. С февраля 2021 года, когда Сенегал взял на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и ГИАБА над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ, Сенегал предпринял шаги по улучшению своего режима ПОД/ФТ, в том числе путем обеспечения последовательного понимания рисков ОД/ФТ соответствующими органами посредством обучения и информационно-просветительской работы, а также поиска ВПП и других форм международного сотрудничества. Сенегал должен продолжать работу по реализации своего плана действий по устранению стратегических недостатков, в том числе путем: (1) улучшения соблюдения законодательства путем выявления нарушений ПОД/ФТ и применения эффективных, соразмерных и сдерживающих санкций в отношении несоблюдающих требования субъектов; (2) обновления и ведения полной информации о бенефициарных владельцах юридических лиц и организаций и укрепления системы санкций за нарушение обязательств по обеспечению прозрачности; (3) укрепление понимания властями рисков ФТ и усиление потенциала и поддержки органов внутренних дел и прокуратуры, участвующих в борьбе с ФТ, в соответствии с Национальной стратегией по борьбе с ФТ на 2019 год; и (4) внедрение эффективного режима ЦФС, связанного с ФТ и ФР, а также мониторинга и надзора за НКО на основе оценки рисков.

ФАТФ отмечает постоянный прогресс Сенегала по плану действий, однако все сроки уже истекли, и работа еще предстоит. ФАТФ призывает Сенегал продолжить реализацию своего плана действий по устранению вышеупомянутых стратегических недостатков как можно скорее.

Южный Судан. В июне 2021 года Южный Судан взял на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ для повышения эффективности своего режима ПОД/ФТ. В сентябре 2022 года Южный Судан стал членом ЕСААМЛГ и обязался пройти взаимную оценку. Южный Судан должен продолжать работу по реализации своего плана действий, в том числе путем: (1) проведения всеобъемлющего пересмотра Закона о ПОД/ФТ (2012) при поддержке международных партнеров, включая техническую помощь, на предмет соответствия Стандартам ФАТФ; (2) присоединения к Венской конвенции 1988 года, Палермской конвенции 2000 года и Конвенции о борьбе с финансированием терроризма 1999 года и их полного выполнения; (3) обеспечения надлежащей структуры и возможностей компетентных органов для применения риск-ориентированного подхода к надзору за финансовыми учреждениями в сфере ПОД/ФТ; (4) разработка всеобъемлющей правовой базы для сбора и проверки точности информации о бенефициарных владельцах юридических лиц; (5) введение в действие полностью функционирующего и независимого ПФР; (6) создание и внедрение правовой и институциональной базы для применения целевых финансовых санкций в соответствии с резолюциями Совета Безопасности ООН по финансированию терроризма и ФРОМУ; и (7) начало внедрения целевого риск-ориентированного надзора/мониторинга НКО, подверженных риску злоупотребления ФТ.

ФАТФ отмечает ограниченный прогресс Южного Судана по плану действий. ФАТФ вновь призывает Южный Судан продолжать демонстрировать свою твердую политическую и институциональную приверженность повышению эффективности режима ПОД/ФТ, особенно в поддержке ведущего агентства по ПОД/ФТ в координации национальных усилий по ПОД/ФТ.

Сирия. С февраля 2010 года, когда Сирия взяла на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и МЕНАФАТФ над устранением своих стратегических недостатков в сфере ПОД/ФТ, Сирия добилась прогресса в улучшении своего режима ПОД/ФТ. В июне 2014 года ФАТФ определила, что Сирия в значительной степени выполнила свой план действий на техническом уровне, включая криминализацию финансирования терроризма и установление процедур замораживания активов террористов. Хотя ФАТФ определила, что Сирия выполнила согласованный план действий, из-за ситуации в сфере безопасности ФАТФ не смогла провести выездное мероприятие, чтобы подтвердить, начался ли процесс внедрения требуемых реформ и действий и поддерживается ли он. ФАТФ будет продолжать следить за ситуацией и проведет визит на место в кратчайшие сроки.

Танзания. В октябре 2022 года Танзания взяла на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и ЕСААМЛГ для повышения эффективности своего режима ПОД/ФТ. С момента принятия ОВО в апреле 2021 года Танзания добилась прогресса по некоторым из рекомендованных в ОВО действий по совершенствованию своей системы, включая разработку правовой базы для ФТ и ЦФС и распространение стратегического анализа ПФР. Танзания будет работать над реализацией своего плана действий ФАТФ путем: (1) совершенствования надзора за ФУ и УНФПП на основе оценки рисков, в том числе путем проведения проверок с учетом рисков и применения эффективных, соразмерных и сдерживающих санкций за несоблюдение требований; (2) демонстрации способности властей эффективно проводить ряд расследований и судебных преследований по ОД в соответствии с профилем риска страны; (3) демонстрации того, что ПО принимают меры по выявлению, отслеживанию, изъятию и конфискации доходов и орудий преступления; (4) проведение комплексной оценки риска ФТ и начало реализации комплексной национальной стратегии по ФТ, а также демонстрация способности проводить расследования по ФТ и осуществлять уголовное преследование в соответствии с профилем риска страны; (5) повышение осведомленности частного сектора и компетентных органов о ФТ и ЦФС, связанных с ФР; и (6) проведение оценки риска ФТ для НКО в соответствии со Стандартами ФАТФ и использование ее в качестве основы для разработки плана информационно-просветительской работы.

Турция. С октября 2021 года, когда Турция взяла на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ, Турция предприняла дальнейшие шаги по улучшению своего режима ПОД/ФТ, в том числе путем увеличения людских ресурсов в ПФР для проведения анализа и применения ряда внутренних обозначений в соответствии с резолюцией 1373 СБ ООН для борьбы с финансированием терроризма в соответствии с профилем риска Турции. Турция должна продолжать работу по реализации своего плана действий по устранению стратегических недостатков, в том числе путем: (1) увеличения количества инспекций на местах, проводимых надзорными органами во всех секторах, соразмерно риску; (2) расширения использования финансовой информации для поддержки расследований по ОД и увеличения проактивного распространения информации ПФР; (3) проведения более сложных расследований по отмыванию денег и судебного преследования; (4) установления четких обязанностей и измеримых целей и показателей деятельности для органов, ответственных за возврат преступных активов и расследование дел о финансировании терроризма, и использования статистических данных для обновления оценок риска и информирования о политике; (5) проводить больше финансовых расследований по делам о терроризме, уделять приоритетное внимание расследованиям и судебным преследованиям по делам о финансировании терроризма, связанным с группами, обозначенными ООН, и обеспечить проведение расследований по делам о финансировании терроризма с целью выявления сетей финансирования и поддержки; (6) в отношении целевых финансовых санкций продолжать направлять запросы в третьи страны, связанные с группами, обозначенными ООН, в соответствии с профилем риска Турции; и (7) полностью внедрить риск-ориентированный подход к надзору за некоммерческими организациями с целью предотвращения их использования для финансирования терроризма, предприняв шаги для обеспечения того, чтобы проводимые проверки были основаны на оценке риска, чтобы надзор не нарушал и не препятствовал законной деятельности НКО, такой как сбор средств, и чтобы применяемые санкции были пропорциональны любым нарушениям.

ФАТФ продолжает следить за тем, как Турция осуществляет надзор за сектором НКО. Турцию призывают продемонстрировать внедрение риск-ориентированного подхода к надзору за НКО в соответствии со Стандартами ФАТФ.

Уганда. С февраля 2020 года, когда Уганда взяла на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и ЕСААМЛГ над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ, Уганда продемонстрировала прогресс, включая завершение оценки рисков ОД/ФТ юридических лиц и механизмов. Уганда должна продолжать работу по реализации своего плана действий по устранению стратегических недостатков, в том числе путем: (1) разработки и внедрения риск-ориентированного надзора за ФО и УНФПП; (2) обеспечения того, чтобы компетентные органы своевременно получали точную базовую информацию и информацию о бенефициарных владельцах юридических лиц; (3) демонстрации того, что ПО и судебные органы применяют преступление ОД с учетом выявленных рисков; (4) разработки и внедрения политики и процедур для выявления, отслеживания, ареста и конфискации доходов и орудий преступления; и (5) устранения технических недостатков в правовой базе для применения целевых финансовых санкций, связанных с ФР. ФАТФ продолжает следить за надзором Уганды за сектором НКО, чтобы стимулировать применение риск-ориентированного подхода к надзору за НКО в соответствии со Стандартами ФАТФ и смягчить непредвиденные последствия.

ФАТФ настоятельно призывает Уганду как можно скорее выполнить свой план действий по устранению вышеупомянутых стратегических недостатков, поскольку все сроки истекли в мае 2022 года.

Объединенные Арабские Эмираты.

С февраля 2022 года, когда Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) взяли на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и МЕНАФАТФ над повышением эффективности своего режима ПОД/ФТ, ОАЭ продемонстрировали положительный прогресс, в том числе выделив дополнительные ресурсы ПФР для усиления анализа ПФР и предоставления финансовой информации ПО и прокуратуре для борьбы с высокорисковыми угрозами ОД.

ОАЭ должны продолжать работу по выполнению плана действий ФАТФ путем: (1) продемонстрировать с помощью тематических исследований и статистики устойчивый рост числа исходящих запросов на ВПП для содействия расследованию ФТ, ОД и предикатов высокого риска; (2) укрепить и поддерживать общее понимание рисков ОД/ФТ между различными секторами и учреждениями УНФПП; (3) продемонстрировать рост числа и качества СПО, подаваемых ФО и УНФПП; (4) обеспечить более детальное понимание риска злоупотребления юридическими лицами и, где это применимо, юридическими соглашениями для ОД/ФТ; (5) демонстрация более широкого использования данных финансовой разведки для преследования угроз ОД с высоким риском; и демонстрация устойчивого увеличения числа эффективных расследований и судебных преследований по различным видам ОД в соответствии с профилем риска ОАЭ; и (6) активное выявление и борьба с уклонением от санкций, в том числе путем демонстрации лучшего понимания уклонения от санкций среди частного сектора.

Йемен. С февраля 2010 года, когда Йемен взял на себя политическое обязательство на высоком уровне работать с ФАТФ и МЕНАФАТФ над устранением своих стратегических недостатков в сфере ПОД/ФТ, Йемен добился прогресса в улучшении своего режима ПОД/ФТ. В июне 2014 года ФАТФ определила, что Йемен в значительной степени выполнил свой план действий на техническом уровне, в том числе путем: (1) адекватной криминализации отмывания денег и финансирования терроризма; (2) установления процедур по выявлению и замораживанию террористических активов; (3) совершенствования требований к должной осмотрительности клиентов и отчетности о подозрительных операциях; (4) издания руководства; (5) развития потенциала надзорных органов финансового сектора и подразделения финансовой разведки в области мониторинга и надзора; и (6) создания полностью оперативного и эффективно функционирующего подразделения финансовой разведки. Хотя ФАТФ определила, что Йемен выполнил согласованный план действий, из-за ситуации в сфере безопасности ФАТФ не смогла провести визит на место, чтобы подтвердить, начался ли процесс внедрения требуемых реформ и действий и поддерживается ли он. ФАТФ продолжит следить за ситуацией и проведет визит на место в кратчайшие сроки.

Юрисдикции, которые больше не подвергаются усиленному мониторингу со стороны ФАТФ

Никарагуа. ФАТФ отмечает прогресс Никарагуа в совершенствовании элементов режима ПОД/ФТ, охваченных ее планом действий. Никарагуа устранила технические недостатки для выполнения обязательств своего плана действий в отношении стратегических недостатков в областях, которые ФАТФ выявила в феврале 2020 года. Таким образом, Никарагуа больше не подлежит усиленному мониторингу ФАТФ.

Однако ФАТФ сильно обеспокоена возможным неправильным применением Стандартов ФАТФ, что приведет к подавлению некоммерческого сектора Никарагуа. Никарагуа должна продолжать сотрудничество с ГАФИЛАТ для дальнейшего совершенствования своего режима ПОД/ФТ, в том числе путем обеспечения надзора за НКО на основе оценки рисков и в соответствии со Стандартами ФАТФ. Никарагуа настоятельно рекомендуется продолжать сотрудничество с ГАФИЛАТ по данному вопросу.

Пакистан. ФАТФ приветствует значительный прогресс Пакистана в совершенствовании режима ПОД/ФТ. Пакистан повысил эффективность своего режима ПОД/ФТ и устранил технические недостатки, чтобы выполнить обязательства своих планов действий в отношении стратегических недостатков, выявленных ФАТФ в июне 2018 года и июне 2021 года, последний из которых был завершен досрочно и охватывает в общей сложности 34 пункта действий. Таким образом, Пакистан больше не подпадает под усиленный процесс мониторинга ФАТФ.

Пакистан продолжит работу с АПГ по дальнейшему совершенствованию своей системы ПОД/ФТ.

  1. Юрисдикции с высоким уровнем риска, требующие призыва к действиям -
    21 октября 2022 года (черный список).

Юрисдикции с высоким уровнем риска имеют существенные стратегические недостатки в своих режимах противодействия отмыванию денег, ФТ и ФР. В отношении всех стран, отнесенных к категории высокого риска, ФАТФ призывает всех членов и настоятельно рекомендует всем юрисдикциям применять повышенную должную осмотрительность, а в наиболее серьезных случаях призывает страны применять контрмеры для защиты международной финансовой системы от рисков отмывания денег, финансирования терроризма и финансирования распространения (ОД/ФТ/ФР), исходящих из данной страны. Этот список часто называют "черным списком".

Юрисдикции, подпадающие под призыв ФАТФ к своим членам и другим юрисдикциям о применении контрмер.

С февраля 2020 года, в свете пандемии COVID-19, ФАТФ приостановила процесс рассмотрения Ирана и КНДР, учитывая, что на них уже распространяется призыв ФАТФ о применении контрмер. Заявление об этих юрисдикциях принято 21 февраля 2020 года. Несмотря на то, что заявление не обязательно отражает последний статус режимов ПОД/ФТ Ирана и КНДР, призыв ФАТФ применить контрмеры в отношении этих юрисдикций высокого риска остается в силе.

В пояснительной записке к Рекомендации 19 приводятся примеры контрмер, которые могут быть предприняты странами.

Юрисдикция, в отношении которой действует призыв ФАТФ к ее членам и другим юрисдикциям применять усиленные меры должной осмотрительности, пропорциональные рискам, возникающим в данной юрисдикции.

Мьянма В феврале 2020 года Мьянма обязалась устранить свои стратегические недостатки. Срок действия плана действий Мьянмы истек в сентябре 2021 года.

В июне 2022 года ФАТФ настоятельно призвала Мьянму оперативно завершить свой план действий к октябрю 2022 года, иначе ФАТФ обратится к своим членам и призовет все юрисдикции применять повышенную должную осмотрительность в деловых отношениях и операциях с Мьянмой. Учитывая продолжающееся отсутствие прогресса и то, что большинство пунктов плана действий все еще не рассмотрены по истечении года после установленного срока, ФАТФ решила, что необходимы дальнейшие действия в соответствии с ее процедурами, и ФАТФ призывает своих членов и другие юрисдикции применять меры повышенной должной осмотрительности, пропорциональные риску, исходящему от Мьянмы. При применении мер повышенной должной осмотрительности страны должны обеспечить, чтобы не нарушались потоки средств для оказания гуманитарной помощи, законной деятельности НКО и денежных переводов.

Мьянме следует продолжать работу по реализации своего плана действий по устранению этих недостатков, в том числе путем: (1) демонстрации лучшего понимания рисков ОД в ключевых областях; (2) демонстрации того, что проверки на месте/вне места проведения основаны на оценке рисков, а операторы «хунди» зарегистрированы и находятся под надзором; (3) демонстрации более широкого использования данных финансовой разведки в расследованиях ПО, а также расширения оперативного анализа и распространения информации ПФР; (4) обеспечения расследования/преследования ОД в соответствии с рисками; (5) демонстрация расследования транснациональных дел об ОД при международном сотрудничестве; (6) демонстрация увеличения числа случаев замораживания/ареста и конфискации преступных доходов, орудий преступления и/или имущества эквивалентной стоимости; (7) управление изъятыми активами для сохранения стоимости изъятых товаров до их конфискации; и (8) демонстрация внедрения целевых финансовых санкций, связанных с ФР.

ФАТФ призывает Мьянму работать над полным устранением недостатков в сфере ПОД/ФТ, и Мьянма останется в списке стран, в отношении которых действует призыв к действиям, до тех пор, пока не будет завершен полный план действий.

Перечень организаций и лиц, связанных с финансированием терроризма и экстремизма
Объявления

Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу сообщает, что технические неполадки в работе канала связи на стороне АО "НИТ" и КЦМР НБ РК устранены.

размещено: 17.11.2022 (16:20)

Уважаемые Субъекты финансового мониторинга, Агентство Республики Казахстан по финансовому мониторингу сообщает о начале принятия сообщений ФМ-1, подлежащих финансовому мониторингу, посредством нового Портала с 15 ноября 2022 года. В случае возникновения проблемных вопросов с отправкой сообщений и получением извещений о принятии/непринятии формы ФМ-1, просим обращаться в техническую поддержку (Call-centre 1458). Приносим извинения за возникшие неудобства!

размещено: 17.11.2022 (10:30)

Содействие

Call-центр

  • 1458 (с городского номера)
  • +7 7172 70-09-51 (с мобильного номера)

Получение консультаций в сфере законодательства ПОД/ФТ:

  • +7 7172 70-84-79, вн. 21122, вн. 21125

Благодарим за содействие!